ТО и Ремонт трактора МТЗ-80/82 .

МТЗПри обнаружении трещин или других повреждений корпуса коробки передач, устраняемых только путем точной механической обработки на станках, а также при наличии предельного износа шлицев одного из валов, замените коробку передач новой или капитально отремонтированной.

Рис. 1. Болты крепления (указаны стрелками) КП к заднему мосту с внутренней стороны коробки.

Рис. 1. Болты крепления (указаны стрелками) КП к заднему мосту с внутренней стороны коробки.

Снятие коробки передач в сборе. Снимите кабину. Снимите стяжные ленты и пряжки крепления шлангов к промежуточному маслопроводу, отъедините маслопровод от промежу точных креплений на корпусе коробки передач и снимите его.
Снимите: тягу сцепления, кронштейн управления сцеплением с крышки коробки передач, соединительные планки и кронштейны крепления маслопроводов, все маслопроводы и топливопроводы. Отстопорите стяжные хомуты шланга трубопровода пневмосистемы. Разъедините трубопровод около корпуса коробки передач. Снимите крышку правого бокового люка коробки передач. У тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л вместо крышки отсоедините и снимите раздаточную коробку. Выверните два внутренних болта крепления коробки передач, находящихся под этой крышкой (рис. 1), и два болта, находящихся под верхней крышкой. Зацепите переднюю часть трактора кран-балкой, отсоедините коробку передач от корпуса сцепления, установив под нее подставку.

С помощью ломика разъедините трактор до выхода установочных штифтов коробки передач из корпуса сцепления. Поднимите заднюю часть трактора, передвиньте подставку под корпус заднего моста и отсоедините от него коробку передач. Снимите коробку передач с помощью цепной схватки или троса, постепенно передвигая ее ломиком вперед по ходу трактора до выхода из нее установочных штифтов. Установите коробку передач в сборе на стенд. Оцените визуально состояние ведущей шестерни вторичного вала. Поломка зубьев шестерни более чем на 1/3 длины не допускается. Можно не заменять шестерню при поломке трех не смежных зубьев до 1/3 длины, а также при поверхностных трещинах и выкрошивании рабочей поверхности зуба общей площадью не более 25%. Если ведущая шестерня пригодна для дальнейшей эксплуатации, отверните стопорящую ее гайку и снимите шестерню из вторичного вала, скомплектуйте ее с ведомой шестерней дифференциала (при замене ведущей шестерни, не пригодной к дальнейшей эксплуатации, следует также заменить ведомую шестерню дифференциала, комплектную с ней), а коробку передач замените новой или капитально отремонтированной.


Установка коробки передач в сборе. Установите на коробку передач ведущую шестерню вторичного вала (если она снималась ранее), закрепите ее стопорную гайку шплинтом. При этом необходимо проверить правильность регулировки конических подшипников: гайка крепления ведущей шестерни должна быть завернута так, чтобы проворачивание вторичного вала происходило при приложении момента 0,7 — 0,8 кгс.м. Поставьте прокладку на установочные штифты заднего моста. Поднимите коробку передач и установите ее на штифты заднего моста, введя ведущую шестерню в зацепление с ведомой шестерней дифференциала, а шлицевой конец внутреннего вала — в муфту переключения ВОМ и на хвостовик коронной шестерни. Прокладка не должна перекрывать масляные окна, перед установкой она должна быть смазана герметиком и закреплена с наружной и внутренней сторон корпуса.

Установите на корпус коробки передач прокладку, намазав ее герметиком, и правую крышку бокового люка; у трактора МТЗ-82/82Л вместо крышки установите раздаточную коробку с управлением. Зацепите схваткой с помощью кран-балки переднюю часть трактора, вынув из-под нее подставку, и подайте ее к коробке передач. Смажьте герметиком прокладку коробки передач, установите ее на штифты и соедините корпус сцепления с коробкой передач. Установите на трактор все ранее снятые узлы и детали, выполнив операций в последовательности обратной разборке. Перед установкой на трактор все снятые масляные и топливные трубки должны быть промыты и проверены на герметичность.

Рис. 2. Крепление гнезда рычага переключения передач. 1 - нажимное кольцо; 2 - чехол; 3 - болт крепления; 4 - прокладка.

Рис. 2. Крепление гнезда рычага переключения передач. 1 — нажимное кольцо; 2 — чехол; 3 — болт крепления; 4 — прокладка.

Устранение неисправностей коробки передач. При подтекании масла через уплотнения, при самопроизвольном включении (выключении) передач, ненормальных шумах и стуках вследствие разрушения или износа деталей снимите коробку передач с трактора и устраните отказы и неисправности, замените детали не пригодные к дальнейшей эксплуатации. При этом помните, что заменить рычаг или вилки переключения передач можно, не снимая коробки передач с трактора.

Рис. 3. Проверка зазора между стенкой корпуса и набором вилок.

Рис. 3. Проверка зазора между стенкой корпуса и набором вилок.

Замена рычага и вилок переключения коробки передач на тракторе. Снимите полик кабины. Отвернув болты 7, отъедините гнездо рычага, нажимное кольцо 1, чехол 2 и прокладку 4 (рис. 2). Выньте рычаг. Замените изношенные или поврежденные рычаг и чехол. Проверьте техническое состояние вилок переключения передач. При обнаружении трещин, изломов, погнутостей, большого износа “зева” или “щек” вилок отъедините от крышки и снимите втулку, выверните винт оси рамки, снимите рамки и пружину. Отъедините и снимите пластину. Отъедините и снимите планки вилок переключения, выньте пружину и шарики фиксаторов из отверстий корпуса вилок переключения. Снимите планки, вилки переключения и поводок переключения редуктора с корпуса вилок переключения. Замените поврежденные вилки (или поводок). Соберите корпус вилок и установите его на крышку коробки передач в последовательности, обратной разборке. Вилки устанавливают так, чтобы зазор между стенкой корпуса, набором вилок, прижатых ко второй стенке, был от 0,3 до 1,6 мм (рис. 3). До установки фиксаторов вилки должны перемещаться свободно, без заедания, а фиксаторы должны надежно стопорить вилки переключения во всех положениях без заедания. Вставьте рычаг в гнездо, затем установите все в крышку коробки передач и закрепите. При этом втулка шарнира рычага переключения должна качаться в шарнире во всех направлениях свободно от руки, штифт должен быть запрессован во втулку шарнира до упора. Поставьте прокладку, чехол и нажимное кольцо. Наверните на рычаг прокладку.

Газета “Автодвор” за октябрь 2010

офф. сайт http://avtodvor.com.ua