Техническое обслуживание сцепления Т-150К, ХТЗ-170.

хтзТехническое обслуживание сцепления заключается в смазке подшипников вала и механизма выключения сцепления (через 250 моточасов), проверки и регулировки свободного хода педали, положения отжимных рычагов, а также регулировке тормозка.


Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления.

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10 — 12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8 — 10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Регулировка сцепления и тормозка.

Рис. 1. Регулировка сцепления: 1 - педаль; 2 - пневматическая камера; 3 - стакан; 4 - корпус выжимного подшипника; 5 - масленка; 6 - вилка, 7 - болт; 8 - стопорная пластина, 9 - гайка регулировочная,10 - подшипник выжимной; 11 - упор выжимного подшипника; 12 - кольцо упорное; 13 - отжимной рычаг; 14 - кожух; 15 - диск ведомый; 16 - диск промежуточный, 17 - диск нажимной; 18 - рычаг; 19 - валик выключения; 20 - клапан пневмонического сервомеханизма; 21 - вилка двойная; 22 - пружина тормозка; 23 - колодка тормозка, 24 - тяга пневмонического сервомеханизма; 25 - рычаг педали.

Рис. 1. Регулировка сцепления: 1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан; 4 — корпус выжимного подшипника; 5 — масленка; 6 — вилка, 7 — болт; 8 — стопорная пластина, 9 — гайка регулировочная,10 — подшипник выжимной; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — кольцо упорное; 13 — отжимной рычаг; 14 — кожух; 15 — диск ведомый; 16 — диск промежуточный, 17 — диск нажимной; 18 — рычаг; 19 — валик выключения; 20 — клапан пневмонического сервомеханизма; 21 — вилка двойная; 22 — пружина тормозка; 23 — колодка тормозка, 24 — тяга пневмонического сервомеханизма; 25 — рычаг педали.

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном состоянии и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. Для нормальной работы сцепления между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор в пределах 3,5 — 4,0 мм, что обеспечивается правильной регулировкой сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30 — 40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор постепенно уменьшается или совсем исчезает, в результате сцепление пробуксовывает, что вызывает интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков, упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника. Ввиду этого регулярно, (в зависимости от интенсивности пользования сцеплением) проводить косвенный контроль зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов по свободному ходу педали. Для этого без запуска двигателя и при отсутствии воздуха в пневмосистеме произвести нажатие педали без большого усилия и определить свободный ход педали линейкой, а при отсутствии ее — даже рожковым ключом на «24», если ход педали меньше 25 мм — произвести регулировку сцепления. При слишком большом зазоре (более 5 мм) сцепление выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, происходит затрудненное переключение рядов и износ шестерен и вилок коробки передач. Зазор между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов изменением длины тяги регулируйте в следующем порядке: отпустите контргайки тяги 24 и вворачивайте тягу, увеличивая зазор, или выворачивайте, уменьшая его; затяните контргайки тяги; проверьте зазор щупом, или определите его по свободному ходу педали. Если зазор не восстанавливается изменением длины тяги 24 (в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника 10 упирается в торец стакана 3, что бывает при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков), отрегулируйте первоначальное положение отжимных рычагов 13.

Для этого: снимите крышку люка корпуса сцепления; проворачивая коленчатый вал дизеля, установите один из отжимных рычагов напротив люка и нанесите метку мелом или чертилкой на ближайшей грани гайки 9, чтобы при регулировке не ошибиться ни на одну грань; отпустите болты крепления стопорной пластины 8, сдвиньте ее от гайки и отверните регулировочную гайку 9 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм); зафиксируйте стопорную пластину 8 болтами 7, предварительно легонько постучав по ней через наставку, чтобы она надежно зафиксировала положение регулировочной гайки 9; проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90° произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему; увеличивая длину тяги 24, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов в пределах 3,5 — 4,0 мм; проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимными рычагами кольца 12 при выключении сцепления путем нажатия небольшим усилием руки на каждый отжимной рычаг, которые при этом должны оставаться неподвижными. На практике нередки случаи, когда у четырех рычажного механизма выключения сцепления один из отжимных рычагов отрегулирован неправильно, что визуально определить невозможно. При выключении такого сцепления кольцо отжимных рычагов будет перекашиваться больше чем на 0,25мм и выключение сцепления будет не полным. Это затруднит переключение рядов, включение заднего хода, приведет к интенсивному износу шестерен и вилок, что приведет к выходу из строя коробки передач. Наилучшая регулировка кольца отжимных рычагов производится при снятом двигателе. В этом случае необходимо, чтобы каждый рычаг отжимал кольцо на размер 66 мм от торца ступицы ведомого диска при нажатии на него без чрезмерного усилия глубомером «штангеля-колумбика». После установки двигателя на трактор регулировку сцепления проводить тягой сервомеханизма. Если хотя бы один из отжимных рычагов смещается при прикладывании усилия, необходимо повторно произвести регулировку сцепления, предварительно выполнив следующие операции: установите один из отжимных рычагов напротив люка и отпустите болты крепления стопорной пластины регулировочной гайки; закручивайте регулировочную гайку 9 до касания упорного кольца отжимных рычагов к выжимному подшипнику; проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90°, произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему; после выполнения указанных операций повторите регулировку как описано раньше. Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть 21 — 22 мм при ходе педали 150 — 160 мм.


Рис. 2. Регулировкатормозка: 1 - ключ; 2 - гайка; 3 - тормозная колодка

Рис. 2. Регулировкатормозка: 1 — ключ; 2 — гайка; 3 — тормозная колодка

Одновременно с регулировкой сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок. Для проверки и регулировки зазора между шкивом вала сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка полностью выключите сцепление, а затем гайкой 2 (рис. 2) серьги тормозка отрегулируйте зазор между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки в пределах 2,5 — 3,0 мм. Для получения необходимого зазора отверните гайку до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на два-три щелчка (при выключенном сцеплении). Работу привода управления сцеплением проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,6 — 0,75 МПа (6 — 7,5 кгс/cм2). При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали сцепления в положении выключенного сцепления, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключения, упора подшипника и нажимного кольца. При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства.

Рис. 3. Следящее устройство: 1 - переходная гайка; 2, 4 - пружина; 3 - клапан; 5 - манжета; 6 - плунжер; 7 - корпус; 8 - регулировочная гайка; 9 - контргайка, 10 - вилка; 11 - войлочное кольцо, А - отверстие, соединенное с атмосферой; Б - отверстие, соединенное с пневмосистемой; В - отверстие, соединенное с пневмокамерой

Рис. 3. Следящее устройство: 1 — переходная гайка; 2, 4 — пружина; 3 — клапан; 5 — манжета; 6 — плунжер; 7 — корпус; 8 — регулировочная гайка; 9 — контргайка, 10 — вилка; 11 — войлочное кольцо, А — отверстие, соединенное с атмосферой; Б — отверстие, соединенное с пневмосистемой; В — отверстие, соединенное с пневмокамерой

Затем отвернуть переходную гайку (см. рис. 3) следящего устройства и, вынув клапан 3 с пружиной 2, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку 8 отрегулировать расстояние от торца плунжера 6 до посадочного торца под клапан в корпусе 7 в пределах 1,7 — 1,9 мм. Перед установкой клапана 3 проверьте его износ по торцу касания его плунжера. При обнаружении его износа уберите его на наждаке, выдержав плоскостность. В случае, когда уже невозможно дальше снимать торец из-за появления сквозных отверстий, замените клапан. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку 8 контргайкой 9.

Источник газета “Автодвор” за ноябрь 2013

офф. сайт http://avtodvor.com.ua