Ремонт двигателя УАЗ-3151.

УАЗРемонт шатунов. Ремонт шатунов сводится к замене втулки верхней головки и последующей обработки ее под поршневой палец номинального размера или к обработке имеющейся в шатуне втулки под палец ремонтного размера. В запасные части поставляются втулки одного размера, изготовленные из бронзовой ленты ОЦС4-4-2,5 толщиной 1 мм. При запрессовке новой втулки в шатун необходимо обеспечить совпадение отверстия во втулке с отверстием в верхней головке шатуна. Эти отверстия служат для подачи масла к поршневому пальцу. После запрессовки втулки развернуть или расточить под номинальный или ремонтный размер с допуском + 0,007-0,003 мм.


Например, втулку следует развернуть или расточить под палец номинального размера до диаметра 25 +0,007 мм или под палец ремонтного размера до диаметра 25,20 +0,07 мм. Расстояние между осями отверстий нижней и верхней головок шатуна должно быть 168 ± 0,05 мм (для двигателей модели 4218 — 175 ± 0,05 мм);

Рис. 1 Доведение отверстия в верхней головке шатуна: 1 - держатель; 2 - шлифовальная головка; 3 - зажим

Рис. 1 Доведение отверстия в верхней головке шатуна: 1 — держатель; 2 — шлифовальная головка; 3 — зажим

допустимая не параллельность осей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на длине 100 мм должно быть не более 0,04 мм; овальность и конусность не должны превышать 0,005 мм. Чтобы выдержать указанные размеры и допуски, разверните втулку верхней головки шатуна в кондукторе. После разворота выполните доведение отверстия на специальной шлифовальной головке, держа шатун в руках (рис. 1). Шлифовальные бруски головки установите микрометрическим винтом на необходимый ремонтный размер. Шатуны, отверстия под вкладыши в нижней головке которых имеют овальность более 0,05 мм, подлежат замене.

Рис. 2 Снятие стопорного кольца поршневого пальца

Рис. 2 Снятие стопорного кольца поршневого пальца

Замена и ремонт поршневых пальцев. Для замены поршневых пальцев без предварительной обработки отверстий в поршне и в верхней головке шатуна применяются поршневые пальцы, увеличенные по диаметру на 0,08 мм. Применение пальцев, увеличенных на 0,12 мм и 0,20 мм, требует предварительной обработки отверстий в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Перед выпрессовкой поршневого пальца необходимо извлечь из поршня стопорные кольца поршневого пальца плоскогубцами, как показано на рис. 2 выпрессовку и запрессовку пальца следует выполнять на приспособлении, как показано на рис. 3 Перед выпрессовкой пальца необходимо нагреть поршень в горячей воде до 70 ° С. Ремонт поршневых пальцев заключается в перешлифовке их с больших ремонтных размеров на меньшие или в хромировании с последующей обработкой под номинальный или ремонтный размер. Пальцы, имеющие изломы и трещины любого размера и расположения, а также следы перегрева (цвета побежалости) ремонту не подлежат.

Сборка шатуно-поршневой группы.

Рис. 3 Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца: 1 - направляющая; 2 - палец; 3 - плунжер

Рис. 3 Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца: 1 — направляющая; 2 — палец; 3 — плунжер

Поршневой палец к верхней головки шатуна подбирайте с зазором 0,0045-0,0095 мм. При нормальной комнатной температуре палец должен плавно перемещаться в отверстии верхней головки шатуна от усилия большого пальца руки (рис. 4). Поршневой палец при этом должен быть слегка смазанный маловязким маслом. Палец устанавливайте в поршень с натягом 0,0025-0,0075 мм. Практически поршневой палец подбирается так, чтобы при нормальной комнатной температуре (20 ° С) он не входил бы в поршень от усилия руки, а при нагревании поршня в горячей воде до температуры 70 ° С входил бы в него свободно. Поэтому перед сборкой поршень следует нагревать в горячей воде до 70 ° С.

Рис. 4 Подбор поршневого пальца

Рис. 4 Подбор поршневого пальца

Запрессовка пальца без предварительного подогрева поршня приведет к порче поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня. Составление шатунно-поршневой группы проводите на том же приспособлении, что при разборке (см. Рис. 3). Для обеспечения правильной балансировки двигателя разница в весе установленных в двигатель поршней в сборе с шатунами не должна превышать 8 г. Стопорные кольца поршневого пальца должны быть установлены в своих канавках с небольшим натягом. Не используйте кольца, ранее бывшие в употреблении.

Учитывая сложность подбора поршневого пальца к поршню и шатуну (для обеспечения номинальных посадок), зачастую поршни поставляются в запчасти в сборе с поршневым пальцем, стопорными и поршневыми кольцами.

Статья подготовлена при помощи газеты “Автодвор” за январь 2014 г.