Ремонт автомобиля Камаз в дорожных условиях.

КаМаЗНеобходимость ремонта в дорожных условиях обусловливается не только поломкой автомобиля, исключая его дальнейшее движение, или требованиями Правил дорожного движения, но и соображениями про филактики предупреждения возможных неисправностей.
Например, разгерметизация воздушного тракта двигателя, связанная с подсосом неочищенного воздуха, вначале не только не приводит к снижению тягово-динамических качеств автомобиля, а наоборот, увеличивает мощность двигателя. Однако надо немедленно остановиться и устранить доступ пыли в двигатель, иначе ремонт цилиндропоршневой группы обойдется слишком дорого. Незамедлительно нужно разбирать узлы, потерявшие смазку, и подтягивать ненадежные крепления деталей.

Большинство неисправностей автомобиля водитель может определить по внешним признакам, но не все неисправности можно обнаружить путем внешнего осмотра. Поэтому важно принять за правило: наступил срок периодического технического обслуживания – выполни регламентные работы! Любая стоянка — повод для осмотра автомобиля!

Чтобы сократить вероятность поломки в пути, следует неукоснительно выполнять весь объем работ ежедневного технического обслуживания, предусмотренного заводской инструкцией, и осуществлять контроль технического состояния автомобиля, регламентированного Правилами дорожного движения.

Ремонт КаМаЗаЕсли в дороге на Вашем КамАЗе …
…Рабочий тормоз не обеспечивает равномерного торможения всех колес, при этом транспортное средство при торможении разворачивается на угол более 8° или занимает полосу движения более 3,5 м.
Неравномерное торможение колес тягача и прицепного состава может возникнуть вследствие: износа тормозных накладок или барабанов; попадания грязи в тормозной механизм; уменьшения коэффициента трения на кладок отдельных колес или шин; отказов в работе тормозных камер и дефектов трубопроводов, подводящих сжатый воздух к камерам; неодинакового хода штоков тормозных камер одной оси и поломок в приводе колесных тормозных механизмов.

При попадании воды в тормозные механизмы необходимо просушить накладки путем притормаживанием автомобиля. Замасливание накладок в результате подтекания смазки из ступиц требует не только промывки и зачистки колодок, но и устранения дефектов, связанных с подтеканием смазки. Ремонт тормозных камер в дорожных условиях ограничен регулировкой хода штоков и подтяжкой креплений. Износ колодок компенсируется регулировкой зазоров между колодками и барабаном с помощью червячного механизма регулировочного рычага.

Наиболее характерные дефекты воздухопроводов — вмятины металлических трубопроводов, трещины и переломы — в стационарных условиях требуют замены дефектных деталей. В дорожных условиях возможно наложение бандажей или замена металлических участков трубопроводов дюритовыми шлангами подходящего сечения. На небольшие трещины можно наложить многослойный бандаж из поливинилхлоридной изоляционной ленты, которая в силу своей эластичности хорошо повторяет профиль дефектного участка. Участки трубопроводов, которые невозможно заделать изоляционной лентой, можно распилить напильником и соединить дюритовым шлангом, а места соединений туго затянуть проволокой и изоляционной лентой.

…Нарушена герметичность системы пневматических тормозов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,3 кгс/см2 в течение 30 мин при свободном положении органов управления тормозами или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами.

Причинами утечки воздуха из системы могут быть: повреждения шлангов и трубопроводов; недостаточная затяжка или ослабление мест соединений шлангов, соединительной и переходной арматуры; негерметичность резьбовых соединений из-за вмятины на торцовых поверхностях бобышек подвода и отвода сжатого воздуха, из-за наличия забоин на резьбе и не перпендикулярности торцовых поверхностей относительно осей резьбовых соединений (скос торца); недостаточная затяжка корпусных деталей пневмоаппаратов; негерметичность корпусных деталей пневмоаппаратов (наличие трещин в корпусе или нарушение уплотнений); неисправность пневмоаппаратов (стравливание воздуха через атмосферные выводы), Для уточнения контура с наиболее интенсивным падением давления надо остановить двигатель и определить последовательность загорания ламп контрольного блока.

Способы устранения не герметичности: наложение бандажей на трубопроводы и трещины корпусных деталей пневмоаппаратов; подтяжка резьбовых соединений, шлифовка торцов бобышек и трубопроводов, зачистка резьбы с помощью закаленных гаек и болтов, не имеющих заусенцев на резьбовой части.

При невозможности устранить неисправность двигаться к месту ремонта следует, обеспечив нормальное давление в контурах рабочих тормозов. При необходимости снизить передачу и повысить скоростной режим двигателя (компрессора) в пределах 2000-2600 об/мин, постоянно контролируя давление в системе по двухстрелочному манометру.

…Не работает манометр системы пневматических тормозов. В этом случае Правила дорожного движения запрещают дальнейшее движение транспортного средства.

Это требование правил распространяется на автомобили КамАЗ в случае, если вместе с манометром вышел из строя блок контрольных ламп падения давления в контурах.
Отказ в работе манометра может произойти из-за дефектов в подводящих трубопроводах от манометра до блока защитных клапанов. На неисправность манометра указывает тот факт, что при наличии давления в системе (тормоза работают) стрелки манометра стоят на отметке «О» или при действии органами управления тормозов стрелка (стрелки) не отклоняется. Если очисткой трубопроводов от грязи (продувкой сжатым воздухом) и устранением не герметичности магистрали работоспособность манометра восстанавливается, то его показания надо проверить манометром из комплекта принадлежностей. Показания обоих манометров должны совпадать (при подсоединении манометра МД-227 к клапанам контрольных выводов I и II контуров) в момент включения двухсекционного тормозного крана.

Когда работоспособность двухстрелочного манометра восстановить не удается, необходимо проверить исправность ламп датчиков и зуммера системы сигнализации падения давления в контурах пневмосистемы. Надо включить кнопку проверки контрольных ламп правого блока и убедиться, что все лампы контроля давления в контурах загораются, затем (при неработающем компрессоре), последовательно подсоединяя манометр к контрольным выводам I, II, III и IV контуров, снизить давление в контурах (путем отвинчивания соединений трубопроводов или предохранительных клапанов на ресивере) до 4,5 кгс/см2, при этом должны загораться контрольные лампы и включаться зуммер. Движение автомобиля к месту стоянки (ремонта) возможно при более внимательном контроле технического состояния тормозной системы по блоку контрольных ламп.

…Компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов.

При наличии такой неисправности Правила дорожного движения запрещают дальнейшее движение транспортного средства. Чтобы убедиться в неисправности самого компрессора, надо проверить работу регулятора давления, герметичность системы, включая трубопровод «компрессор — регулятор» и пневмоаппараты.

Неисправности компрессора могут быть связаны с нарушениями в зацеплении шестерен привода (блок распределительных шестерен двигателя), засорением воздушного фильтра воздушного тракта двигателя, неисправностями в работе системы смазки и системы охлаждения двигателя. В последнем случае возможен интенсивный износ кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы, коленчатого вала и подшипников компрессора. Кроме того, перегрев компрессора нарушает нормальную работу клапанов. Производительность компрессора падает еще и вследствие значительного нагревания воздуха в цилиндрах.

Ремонт самого компрессора в дорожных условиях ограничен подтяжкой гаек его крепления к двигателю и гаек, крепящих головку цилиндров; заменой прокладки головки; ремонтом клапанного механизма, притиркой клапанов к седлам; сменой поршневых колец. При установке новых клапанов их следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта (можно проверить карандашом или краской). Устанавливая головку, гайки шпилек затягивать равномерно, «крест-накрест», в два приема. Окончательный момент затяжки (1,2—1,7 кгс·см) проверить динамометрическим ключом при возвращении в парк. Если не удалось восстановить работоспособность компрессора, автомобиль необходимо буксировать в соответствии с правилами буксировки.

…Отсутствует рабочая тормозная система прицепа (полуприцепа), если она предусмотрена заводом-изготовителем.

Этот пункт правил запрещает дальнейшее движение транспортного средства. Если при нажатии тормозной педали или включении крана стояночного тормоза прицеп (полуприцеп) не тормозится, то прежде всего проверьте величину хода штоков тормозных камер, герметичность магистрали управления тормозами прицепа (на тягаче) и герметичность системы пневмопривода на прицепе; после того проверьте исправность пневмоаппаратов на тягаче (клапан управления тормозами прицепа по двухпроводному приводу, одинарный защитный клапан, клапан управления тормозами прицепа по однопроводному приводу, соединительную головку) и прицепе (магистральный фильтр, воздухораспределитель, регулятор тормозных сил). При невозможности восстановить работоспособность рабочих тормозов прицепа необходимо его груз перегрузить на тягач с та ким расчетом, чтобы общий вес прицепа с оставшимся грузом был вдвое меньше фактического веса тягача, при этом условии движение автопоезда должно соответствовать требованиям, предусмотренным Правилами дорожного движения.

…Рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством.
…Стояночный тормоз не удерживает транспортное средство независимо от условий загрузки на уклоне не менее 16%.

Рукоятка крана стояночного тормоза фиксируется только в крайнем верхнем положении, когда фиксатор входит в вырез стопора. При отсутствии стопорения необходимо разобрать механизм фиксации и смазать трущиеся поверхности фиксатора, устранить дефекты. Если при включении крана стояночного тормоза торможение колес тележки тягача (в движении или во время стоянки на уклоне) неэффективно или совсем не происходит, следует проверить герметичность магистрали III контура; ход штоков тормозных камер задней тележки; исправность самой камеры с энергоаккумулятором, ускорительного клапана, крана стояночного тормоза и крана аварийного растормаживания энергоаккумуляторов.

В случае вынужденной остановки на уклоне при не работающем стояночном тормозе надо остановить автомобиль рабочим тормозом, остановить двигатель и включить первую передачу или задний ход, в зависимости от направления уклона. Убедиться, что автомобиль неподвижен. Подложить под колеса противооткатные клинья (камни). Отключить пневмосистему тягача от пневмосистемы прицепа (полуприцепа), при этом должны сработать тормоза прицепа. Дополнительно затормозить прицеп ручным стояночным тормозом. Убедившись в надежном торможении автопоезда, можно приступить к ремонтным работам.

При ремонте системы тормозов в дорожных условиях запрещается разборка пневмоаппаратов. Разрегулировка пневмоаппаратов приводит к нарушениям в работе пневмопривода, что существенно влияет на безопасность движения.
Категорически запрещается разбирать тормозную камеру с энергоаккумулятором! Это опасно для жизни.

Ремонт пневмоаппаратов в дорожных условиях ограничивается крепежными работами, наружной заделкой мест утечки воздуха (наложением бандажей, проклейкой эпоксидным клеем и т. д.) и регулировочными работами (регулировкой приводов, регуляторов, ходов штоков). Допускается частичная разборка регулятора давления и магистрального фильтра для очистки или замены фильтроэлементов; разборка пневмоцилиндров вспомогательного тормоза — для исправления или замены дефектных деталей. Неисправные пневмоаппараты подлежат замене. Ремонт пневмоаппаратуры осуществляется только в условиях специализированных мастерских.

Источник газета «Автодвор» Январь 2012