Ремонт агрегатов гидравлической навесной системы МТЗ-80, 82

МТЗНасос гидравлической системы

Для привода гидравлической системы на тракторе применен шестереночный насос НШ-32А-3 (на тракторах первых лет выпуска — НШ-32-2) правого вращения (вращение ведущей шестерни по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода). Нагнетание масла в насосе (рис. 1) осуществляется при помощи ведущей 2 и ведомой 3 шестерен, расположенных между подшипниковой 1 и поджимной 5 обоймами и пластинами 4. Подшипниковая обойма 1 служит единой опорой для цапф шестерен.


Поджимная обойма 5 под действием усилия, развиваемого давлением масла в полости манжеты (на рис.1 не показана), расположена в зоне нагнетательного отверстия), поджимается к наружной поверхности зубьев шестерен, обеспечивая требуемый зазор между зубьями и Рис.1уплотняющей поверхностью обоймы.

Пластины 4 под действием усилия, развиваемого давлением масла в полости торцовых манжет 16 и 14, поджимаются к шестерням 2 и 3, уплотняя их по боковым поверхностям в зоне высокого давления. Вал ведущей шестерни 2 в корпусе уплотняется двумя манжетами 19. Центрирование ведущего вала шестерни 2 относительно установочного бурта корпуса обеспечивается втулкой 20. Разъем корпуса с крышкой уплотняется с помощью резинового кольца круглого сечения.

Объемная подача насоса 45 л/мин при частоте вращения коленчатого вала дизеля 2200 об/мин.

Замена шестеренного насоса в сборе

При коэффициенте подачи 0,7 и менее замените шестеренный насос новым или капитально отремонтированным.

Снятие шестеренного насоса. Снимите стержни подушек педалей тормозов, педаль муфты сцепления, ручку с рычага переключения понижающего редуктора. Отъедините тягу от педали управления подачей топлива. Снимите с рулевого управления юбочную часть щитка (левую, правую боковины и заднюю стенку). Отсоедините и снимите полик кабины. Отъедините всасывающий патрубок и нагнетательную трубку и снимите насос.

Установка шестеренного насоса. Проверьте герметичность маслопроводов. Установите насос. Уплотнительные шайбы должны стоять с двух сторон маслопровода, под фланцы всасывающего патрубка должны быть подложены по две уплотнительные про кладки с каждой стороны.


УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ШЕСТЕРЕННОГО НАСОСАРис.2

При обнаружении подсоса воздуха и наружных утечек по стыкам и через уплотнения, при коэффициенте подачи не менее 0,70 разберите шестеренный насос и замените все уплотнительные детали новыми.

Примечание. Ремонт шестереночного насоса и других агрегатов гидросистемы следует выполнять в специализированной мастерской обученным персоналом.

Разборка. Выверните болты 10 (рис. 2), снимите крышку 13; выньте из крышки предохранительное кольцо 12 и манжету 11; из корпуса — уплотнительное кольцо 15 и качающий механизм, подшипниковую обойму 3, ведомую 5 и ведущую 4 шестерни, поджимную обойму 2 (шестерни не обезличивайте), выньте пластинки 6, манжеты 7 и 9 и пластины 8 и 17, манжету 16, пружинное упорное кольцо 18, опорное кольцо 19 и манжеты 20. Уложите детали и узлы в контейнеры или корзины и промойте в моечной установке. Проверьте техническое состояние деталей; при обнаружении трещин,  заусенцев замените насос в сборе новым или капитально отремонтированным.

Сборка. При сборке руководствуйтесь рис. 2. При установке манжеты 20 во избежание ее повреждения на шлицевой конец вала наденьте конусную оправку. Испытание. Установите насос на стенд КИ- 4200. Проверьте герметичность насоса. Создайте циклическую нагрузку, поднимая давление от 0 до 160 кгс/см2 и сбрасывая его. Сделайте не менее 5 циклов нагружения (продолжительность каждого цикла 30 с). Просачивание масла в местах уплотнений и через тело деталей не допускается. Рабочая жидкость при испытании — любое минеральное масло, имеющее при температуре 50°С вязкость 60—70 сСт. Температура масла 50±5°С.

Рис.3Проверьте наличие подсоса воздуха при давлении не более 6 кгс/см-2 в течение 1 мин; подсос воздуха не допускается. Проверьте подачу насоса. Поворотом рукоятки дросселя установите давление 125 кгс/см2 и поворотом крана направьте поток масла через счетчик жидкости. Включите счетчик импульсов. После того как через счетчик жидкости пройдет 60 л масла, выключите счетчик и отметьте его показание. Число импульсов должно быть равно или менее 1690. Указанное значение соответствует насосам с коэффициентом подачи, равным 0,75.

Замена ГСВ в сборе. При обнаружении утечек рабочей жидкости в паре «ползун-корпус» в позиции «ГСВ выключен» в количестве более 12 см3/мин замените ГСВ новым или капитально отремонтированным.

Снятие ГСВ. Отсоедините и снимите с рулевого управления юбочную часть щитка (левую, правую боковины и заднюю стенку). Отъедините тягу 1 (рис. 3) и маслопроводы 2, 3, 4 и 5. Снимите ГСВ. При направлении ГСВ в капитальный ремонт или на длительное хранение установите в отверстия заглушки.

Установка. Проверьте техническое состояние маслопроводов и уплотнительных шайб, при необходимости замените их. Установите ГСВ, при этом уплотнительные шайбы устанавливайте с двух сторон поворотных угольников трубопроводов. Проверьте герметичность маслопроводов и соединений.

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГСВ.

При обнаружении наружных утечек по разъему крышек и корпуса гидроувеличителя, при увеличении утечек через запорный клапан в количестве более 9 см3 за 10 мин, при изменении давления срабатывания предохранительного клапана (при завернутом маховичке менее 16 кгс/см2, при отвернутом маховичке менее 34 кгс/см2) снимите ГСВ с трактора, как указано выше, разберите его, устраните отказы и неисправности.

Рис.4Разборка. Расшплинтуйте и выньте рычаг 26 (рис. 4) с осью в сборе; снимите с оси уплотнительные кольца 25; выверните болты 23 и 24, снимите крышку 22 и прокладку 7. Выверните болты крепления задней крышки к корпусу 1 и снимите крышку 8 и прокладку 7; выньте из корпуса 1 ползун 33, колпак 21, пружину 20, малый плунжер 18, упор 19 пружины и золотник 11. Выньте из золотника большой плунжер 10; выверните штуцер 36 и снимите уплотнительное кольцо. Выньте из корпуса крестовины 37 и 34, пружину 35 с запорным клапаном, толкатель 39, выверните пробку 6 и выньте из корпуса направляющую 3 обратного клапана, пружину 5 и обратный клапан 2. Расконтрите стопорную шайбу 16 и выверните гайку 17, выньте из золотника упорную шайбу 15, пружину 14, направляющую 13 и шарик 12. Снимите пружинное кольцо 9 с золотника; снимите с ползуна сепаратор 28, шарики 29, обойму 30 фиксатора, пружину 31 и стакан 23.


Проверка и сборка. Проверьте, нет ли выкрашивания, следов износа на шариках предохранительного и запорного клапанов и на кромках гнезд клапанов. Гнездо запорного клапана, имеющее выкрашивание и износ уплотняющей поверхности, замените новым. Шариковые клапаны, имеющие на поверхности раковины, вмятины или следы износа, подлежат выбраковке.

Проверьте состояние поверхностей сопрягаемых деталей и канавок под уплотнительные кольца. Забоины и заусенцы не допускаются. Все уплотнительные детали замените новыми.

При сборке прецизионные детали (ползун-корпус ГСВ, плунжер-золотник, золотник-корпус ГСВ) должны свободно, без заеданий перемещаться одна относительно другой под действием собственного веса.Соберите гидроувеличитель сцепного веса в последовательности, обратной разборке.

Газета «Автодвор» за июль 2013

офф. сайт http://avtodvor.com.ua