Регулировка ВОМ МТЗ-80.

МТЗТехническое обслуживание заднего ВОМ заключается в предупреждении подтекания смазки через уплотнения, проверке резьбовых соединений, периодической регулировке механизма управления. Смазка деталей ВОМ осуществляется маслом, находящимся в корпусе заднего моста.


Включать независимый привод нужно при минимальной частоте вращения двигателя. Синхронный привод включают при работающем двигателе после включения передачи и при плавном включении муфты сцепления. При эксплуатации трактора нужно внимательно следить за изменением положения рычага управления ВОМ и не допускать его упирания в полик кабины, чтобы избежать буксования тормозных лент. Увеличенный ход рычага управления и повышение усилия при переводе его из положения «включено» в положение «выключено» свидетельствуют о необходимости проведения регулировки.

Рис.1. Управление задним ВОМ. 1 - рычаг управления; 2 - регулировочная вилка; 3, 8 - контргайки; 4 - тяга; 5 - стакан пружины; б - пружины; 7 - верхний стакан; 9 - упорный болт; 10 - установочный болт (только для регулировки); 11 - рычаг валика управления; 12 - валик управления; 13 - регулировочные винты; 14 - нижний стакан; 15 - тяга, вариант “б” - для тракторов с унифицированной кабиной

Рис.1. Управление задним ВОМ. 1 — рычаг управления; 2 — регулировочная вилка; 3, 8 — контргайки; 4 — тяга; 5 — стакан пружины; б — пружины; 7 — верхний стакан; 9 — упорный болт; 10 — установочный болт (только для регулировки); 11 — рычаг валика управления; 12 — валик управления; 13 — регулировочные винты; 14 — нижний стакан; 15 — тяга, вариант “б” — для тракторов с унифицированной кабиной

Регулировка механизма управления планетарным редуктором заднего ВОМ.
Безотказная работа заднего ВОМ обеспечивается при условии выполнения следующих требований:
1.Усилие включения (выключения) на рычаге 1 (рис.1) должно быть 12-15 кг (при усилии ниже 12 кг возможно буксование ВОМ, а при усилии более 15 кг увеличивается ход рычага 1 и уменьшается запас на регулировку; максимально допустимое усилие не должно быть более 20кг).
2.Рычаг 1 должен иметь одинаковый ход на включение и выключение и четко фиксироваться в обоих положениях. Нечеткое переключение рычага свидетельствует о возможном упирании, касании, затирании тяг или рычагов в системе управления, что снижает эффективность пружин и может стать причиной буксования ВОМ. В механизме управления планетарным редуктором ВОМ регулируют ленточные тормоза (пусковой и остановочный) винтами 13 и положение ры чага 1 изменением длины тяг 4, 16.


Порядок регулировки:
а) в позиции рычага 1 “ВОМ включен” определите размер “А”;

б) при значительном уменьшении размера доведите его до нормы 50-60 мм изменением длины тяги 4 для тракторов с обычной кабиной и 35-45 мм изменением длины тяг 4 или 15 для тракторов с унифицированной кабиной;

в) сняв крышку люка заднего моста, установите требуемое усилие на рычаге 1 и его нормальный ход винтом 13 (операция требует определенных навыков и выполняется квалифицированным механиком).

Если эти операции не позволяют выполнить указанные требования, производите регулировку, выполнив следующие операции:
а) снимите тягу 4;

б) отвинтите болт 9, чтобы освободить пружинный механизм (механизм не имеет стопорного болта; для безопасной разборки следите, чтобы верхний стакан 5 находился в постоянном контакте с болтом до полного разжатия пружин, после чего пружины и верхний стакан легко снимаются);

в) снимите крышку люка заднего моста, открывающую доступ к регулировочным винтам 13 (полностью не вывинчивайте регулировочные винты 13 , так как их обратная установка затруднена);

г) введите болт 10 или стержень диаметром 10 мм в отверстие на рычаге 11 и в корпусе заднего моста;

д) затяните винты 13 до отказа, прикладывая максимальное усилие пальцев руки (контрольное усилие 10 кг на ключе или на плоскогубцах длиной 100 мм);

е) отвинтите каждый винт 13 на три оборота, что обеспечивает зазор между лентой и барабаном 0,5 мм. Чтобы не допустить ошибки из-за колебаний усилия при ввинчивании винтов, тугой резьбы, контролируйте эту операцию по угловому ходу рычага 11, он должен быть 7-9° в каждую сторону от исходного положений при максимальном усилии руки;

ж) удалите болт (стержень) 10 из отверстия в корпусе заднего моста;

з) ввинтите болт 9 в рычаг 11, направив конусную часть в углубление крышки верхнего стакана; сожмите пружину, выдержав размер 35±0,8 мм;

и) переведите рычаг 11 в положение “ВОМ включен”;

к) установите тягу 4, обеспечив размер “А”;

л) несколько раз переведите рычаг во включенное, а затем выключенное положение с усилием 15-20 кг. Контролируя ход и усилие, убедитесь, что рычаг надежно фиксируется в обоих положениях, а размер “А” остается по стоянным;

м) при уменьшении размера “А”, увеличении усилия на рычаге, различном его ходе на включение и выключение, нечетком переключении рычага проведите повторную регулировку в описанном выше порядке.

н) после окончания регулировки законтрите вилки 2 контргайками 3, а болт 9 контргайкой 8.


Эффективность работы тормозов ВОМ, отсутствие буксования зависят только от пружинного механизма, в первую очередь от наличия свободных зон для работы его и связанных с ним рычагов. Буксование ВОМ означает, что пружинный механизм или рычаги встречают дополнительное сопротивление при их перемещении вследствие отсутствия смазки в шарнирах, повышенного загрязнения, упирания (касания) в соседние с ними детали трактора и т.п.

Газета “Автодвор” за июнь 2014

офф. сайт http://avtodvor.com.ua