Раздаточная коробка МТЗ-82, ремонт и техобслуживание.

МТЗРаздаточная коробка, установленная на тракторе МТЗ-82, служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С ее помощью также осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число коробки — 0,866.

Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый шестереночный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода. Расположена раздаточная коробка в отдельном корпусе, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.

Техническое обслуживание раздаточной коробки. Масляная ванна раздаточной коробки общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки выполняются одновременно со смазкой трансмиссии. Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание автоматического включения затрудняется.

Несрабатывание автоматического включения вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин, заеданием штифтов в отверстиях шестерни. В последнем случае усилия пружины оказывается недостаточно для поджатия штифта и заклинивающего ролика.

Причиной неисправности может быть также износ роликов, беговых дорожек пазов шестерни и ведомой обоймы муфты. Наиболее изношенными обычно бывают ролики. На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуются и на их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным диаметром. Ролики номинального размера имеют диаметр 15 (-0,012), а ремонтные—15,15 (-0,012). Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни и обоймы.

Регулировку подшипников промежуточной шестерни нужно проверять через 3000ч. работы при очередном техническом обслуживании. Осевой зазор в подшипниках устанавливают не более 0,15 мм. Регулировка производится затяжкой гайки на резьбовом конце оси промежуточной шестерни. Гайку затягивают так, чтобы шестерня не имела ощутимой от руки осевой «игры» и свободно проворачивалась от небольшого усилия. Для доступа к гайке нужно снять верхнюю крышку коробки передач. Учитывая это, следует не забывать проверять состояние подшипников промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней крышки.

Стойка, фиксирующая положения тяги управления раздаточной коробкой, закреплена на полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова трактора. Это может повлиять на работу управления раздаточной коробкой. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно полика. Для нормальной работы раздаточной коробки при отключении муфты свободного хода между упором тяги и поликом кабины должен быть зазор 4—5 мм. Регулировка положения тяги производится резьбовой муфтой.

Основные неисправности раздаточной коробки — износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости их прижимных пружин, а также износ вилки включения муфты.

О неисправности обгонной муфты судят по отсутствию автоматического включения переднего ведущего моста, а также по величине пробуксовки задних колес, при которой срабатывает привод передних колес. Для обнаружения неисправностей раздаточной коробки ее разбирают. Если в ходе разборки обнаруживают подшипники, обоймы которых проворачиваются в корпусе или на валу, то такие подшипники заменяют, но перед этим измеряют диаметры их посадочных мест и при необходимости заменяют изношенные детали. Втулку обгонной муфты и шестерню заменяют при износе поверхностей под ролики до размеров соответственно 78,98 и 109,75 мм. О большом износе или поломке вилки зубчатой муфты раздаточной коробки свидетельствует невозможность принудительного включения переднего моста. В этом случае вилку снимают, измеряют толщину ее щек (она не должна быть менее 8,4 мм) и при необходимости заменяют новой или отремонтированной.

Источник Газета «Автодвор»

Январь 2011