Почему отказал аккумулятор?

Почему отказал аккумулятор?Прошел год-второй, а аккумуляторная батарея требует замены. Почему так случается? Ведь у других она работает втрое дольше. На автомобиле аккумуляторная батарея заряжается от генератора – при постоянном напряжении в бортовой сети. После пуска двигателя интенсивная зарядка длится всего несколько минут (такую называют ускоренной). Ток в начале заряда может достигать десятков ампер, но затем на протяжении всей поездки он близок к нулю. При таком «стиле жизни», когда напряжение бортовой сети занижена, батарея постоянно недостаточно заряжена, на пластинах образуются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца – они увеличивают внутреннее сопротивление батареи, а ее емкость с каждым циклом становится все меньше.

Напомним, что за полностью разряженную считается та батарея, у которой напряжение на клеммах упало до 10,2 В, поскольку при меньшей она начнет уже рушиться. Но запустить исправный двигатель в летнее время такая батарея может запросто! Другое дело после ночи на морозе, тут уж точно ничего не получится.

На голодном пайке.

Еще недавно зарядку контролировали амперметром. Стрелка отклонялась только после пуска двигателя, а затем прочно ложилась на нуль! Позже этот неинформативный прибор заменили вольтметром с цветными секторами шкалы: стрелка в зеленой зоне – норма, в желтой – зарядка слабая, а в красную ни-ни! Позже и вольтметр упразднили, заменив лампочкой с символом аккумулятора. При включении зажигания она загорается, после пуска двигателя гаснет. и все. Толку от нее как контрольного прибора – ноль. Зарядки может и не быть (например, ослаб ремень привода генератора или пропал контакт на проводе от генератора к батарее), а лампочка не загорится и не предупредит! Штатный бортовой компьютер тоже проинформирует не раньше, чем напряжение упадет ниже нормы.

Но если уметь «слушать» машину, она часто сама все подсказывает. Например, при работающем двигателе свет фар яркий, а при выключенном тусклый. Или при пуске теплого двигателя стартер еле-еле крутит. Тут и гадать нечего – батарея почти разряжена.Тогда в первую очередь проверим натяжения ремня. Прижмем его между шкивами силой килограммов четыре: если прогнется на 5…10 мм – натяжение в норме. Перетягивать ремень нельзя – плохо будет и ремню, и подшипникам. При повышении нагрузки (например, если резко увеличить обороты двигателя, особенно сразу после пуска, или включить фары) провисший ремень свистит, проскальзывая на шкивах. Если свистит и натянут, то, скорее всего, изношены шкивы. Такие – только менять. Бывает, что ремень замасленный – его тоже лучше заменить.

С приводом все в порядке? Довольно часто напряжение падает в контакте провода «массы». Для проверки отключаем его от двигателя, кузова и батареи, зачищаем контакты и вновь затягиваем. Запускаем двигатель и даем поработать на средних оборотах минут десять, затем измеряем напряжение на клеммах батареи. Эта величина очень важна, для каждой модели автомобиля своя. В руководстве по ремонту и обслуживанию она, как правило, указана.

Следующий совет: включив фары и отопитель, снова даем мотору поработать минут десять – и проверяем напряжение. Если она упала по сравнению с первоначальным не более чем на 0,15…0,25 В, с зарядкой все нормально.

Но что же делать, если батарея все-таки заряжается слабо? Бывает, что она слишком «продвинутая», с кальцием в пластинах вместо сурьмы, – для ее полноценной зарядки напряжение бортовой сети вашего автомобиля, видно, недостаточное. Но ее можно увеличить приблизительно до 14,4 В. Диод, взятый хотя бы из старого генератора, впаяем последовательно с диодами, через которые течет ток питания регулятора напряжения. После переделки аккумулятор будет подзаряжать лучше, а свет фар станет ярче.

Удобнее всего контролировать зарядку батареи по прибору. Один из самых простых – миллиамперметр со стрелкой посередине, которая отклоняется в плюс или в минус. Включенный параллельно проводу генератор-батарея, он будет показывать не только зарядку, но и ненужную разрядку после отключения двигателя. А проверять заряженность батареи можно бортовым компьютером, который рассчитывает параметры по падению напряжения при включенных и выключенных фарах.

Газета “Автодвор” за май 2016

офф. сайт http://avtodvor.com.ua