Обслуживание системы охлаждения и воздухоочистителя двигателя Камаз.

КаМаЗУровень охлаждающей жидкости проверяйте при холодном двигателе, открыв кран контроля уровня на расширительном бачке. Если из крана не потечет жидкость — уровень недостаточен. Закройте кран, снимите пробку заливной горловины и добавьте жидкость. Уровень должен быть не ниже половины бачка. При недостатке охлаждающей жидкости в расширительном бачке происходит подсос воздуха из бачка и по системе охлаждения начинает циркулировать водо-воздушная смесь, которая вызывает интенсивное кавитационное и коррозионное разрушение крыльчатки и корпуса водяного насоса, стенки блока цилиндров (в месте установки водяного насоса), полостей охлаждения в головках блока и других элементах системы охлаждения.

Рис.1

Рис. 1. Схема системы охлаждения: 1 — вентилятор; 2 — сливной кран системы охлаждения; 3 — труба подводящая правого полублока; 4 — патрубок подводящей трубы; 5 — головка цилиндров; 6 — выключатель гидромуфты привода вентилятора; 7 — коробка термостатов; 8 — патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 9 — патрубок отвода воды в отопитель; 10 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 — труба воздухоотводяшая от радиатора; 12 — бачок расширительный; 13 — пробка паровоздушная; 14 — трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 — трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 — компрессор; 17 — труба водосборная правая; 18 — труба водяная соединительная; 19 — труба водосборная левая; 20 — труба перепускная термостатов; 21 — насос водяной; 22 — колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 23 — термостат; І — в радиатор при открытых термостатах; II — в насос при закрытых термостатах; ІІІ — из радиатора.

К такому же результату приводит негерметичность соединений во всасывающей линии системы охлаждения, к которой относятся радиатор и трубопроводы от него к водяному насосу. Кавитационные разрушения деталей также возникают при эксплуатации автомобиля с неисправной паровоздушной пробкой расширительного бачка. Для замены охлаждающей жидкости (Тосол-А40), сливая ее из системы охлаждения и отопления через сливные краны нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины, выполните следующие операции: откройте кран системы отопления и снимите паровоздушную пробку расширительного бачка, при этом автомобиль установите с видимым креном на правую сторону. Не запускайте двигатель после слива для удаления остатков охлаждающей жидкости из системы! Для заполнения системы охлаждения залейте охлаждающую жидкость через заливную горловину расширительного бачка до нормального уровня.

При замене фильтрующего элемента воздушного фильтра (весной) промойте инерционную решетку воздушного фильтра в следующем порядке: отсоедините от фильтра трубопровод отсоса пыли и воздухопроводы; снимите крышку фильтра и фильтрующий элемент; снимите фильтр с автомобиля; промойте корпус с инерционной решеткой бензином или горячей водой, продуйте его сжатым воздухом и просушите. Воздушные фильтры бункерного типа очищайте при ТО-1 (в особо запыленных условиях — ежедневно).

Для очистки бункера от пыли необходимо снять крышку, отвернуть три гайки крепления, вынуть заглушку из отверстия в перегородке, удалить пыль и вытереть бункер. Крышку на место следует установить так, чтобы стрелка была направлена вверх при горизонтальном расположении фильтра (автомобили КамАЗ-5511, -5410, -54112). При установке нового фильтрующего элемента обратите внимание на целостность торцовых уплотнительных прокладок, надежно затяните от руки гайку-барашек и установите дополнительную контргайку М10Х1,25. Через шесть — восемь дней эксплуатации после установки фильтрующего элемента (в особо пыльных условиях — через один-два дня) снимите элемент и убедитесь в отсутствии пыли на внутренней поверхности. При обнаружении пыли на внутренней поверхности немедленно замените элемент. Если в фильтре для крепления фильтрующего элемента применена самоконтрящаяся гайка (с буртиком, обжатым по эллипсу, или с нейлоновой вставкой), заворачивайте ее с моментом 1,0—1,2 кгс·м. В этом случае установка контргайки не требуется.

В ЗИП автомобиля входит предочиститель из нетканого фильтровального полотна, который предназначен для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель и увеличения ресурса фильтрующего элемента. Предчиститель необходимо надеть на фильтрующий элемент и вместе с ним установить в корпусе фильтра. Обслуживание фильтрующего элемента и предочистителя следует проводить по показанию индикатора засоренности воздушного фильтра (при срабатывании индикатора). Предочиститель и фильтрующий элемент следует заменить, если продолжительность работы между очередными обслуживаниями промывкой составит менее пробега автомобиля до ТО-1.

Для очистки предочистителя снимите его с фильтрующего элемента и восстановите его работоспособность стиркой в стиральной машине или вручную в таком же моющем растворе, какой рекомендуется для промывки фильтрующего элемента. Сушите предочиститель при температуре не выше 60 °С. При засорении предочистителя пылью без копоти или сажи можно очистить его продувкой сжатым воздухом или вытряхиванием. Очистку фильтрующего элемента можно проводить продувкой или промывкой. Продувка целесообразна в том случае, если фильтрующий элемент загрязнен пылью без сажи и его необходимо использовать сразу же после очистки. Для продувки подайте внутрь фильтрующего элемента сухой сжатый воздух под давлением не более 3кгс/см2. Струю воздуха направляйте под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента и обдувайте элемент до полного удаления пыли. Для проверки состояния картона фильтрующего элемента подсветите его изнутри лампой и осмотрите картон через отверстия наружного кожуха. Для удобства можно раздвигать фильтрующую штору деревянной лопаточкой. При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените элемент.

Промывка применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом. Промывайте фильтрующий элемент в теплом (40-50 °С) водном растворе моющих веществ ОП-7, ОП-Ю (ГОСТ 8433-81). Раствор приготовьте из расчета 20-25 г порошка на 1 л воды. Можно применять для промывки стиральные моющие средства бытового назначения. Погрузите фильтрующий элемент в раствор и промойте в течение 25-30 мин, периодически вращая и перемещая его вверх и вниз. Окончательно промойте элемент в чистой воде. Установлено, что при промывке происходит вымывание фенольных смол из картона фильтрующей шторы, что влечет за собой снижение прочности картона на разрыв. В связи с этим рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более 3 раз, а с учетом его регенерации сжатым воздухом общее число обслуживании элемента не должно превышать шести. После промывки фильтрующий элемент рекомендуется проверить на отсутствие недопустимых дефектов опрессовкой сжатым воздухом в воде по методике, изложенной ниже. Аналогичную проверку целесообразно предусмотреть и после обслуживания фильтрующего элемента продувкой сжатым воздухом. Это позволит полностью исключить применение на двигателях поврежденных картонных фильтрующих элементов и связанных с этим повышенных износов деталей цилиндропоршневой группы двигателя.

Рис.2

Рис. 2. Схема установки для проверки фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде: 1 — воздушный баллон; 2 — жидкостный клапан; 3 — контрольный манометр; 4 — полая крышка; 5 — прозрачный колпак; 6 — фильтрующий элемент; 7 — поджимная крышка; І — подвод сжатого воздуха; ІІ — в атмосферу.


Для проверки фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде соберите установку (рис. 2). Проверку выполняйте в следующем порядке: установите фильтрующий элемент 6 между крышками 7 и 4, затем погрузите его в воду на глубину 60 мм. Перед проверкой или непосредственно в испытательной установке сухой фильтрующий элемент необходимо выдержать в воде в течение 5-10 мин для заполнения водой пор в картоне; подайте внутрь элемента воздух под давлением 160 мм вод. ст. Давление устанавливается и поддерживается постоянным жидкостным клапаном 2, трубка которого погружена в воду на 160 мм. Во избежание разрушения фильтрующей шторы элемента давление воздуха даже кратковременно не должно превышать 200 мм вод. ст.; медленно поворачивайте элемент, обращая внимание на выделение пузырьков воздуха с его наружной поверхности; подведите к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак заполненный водой, и замерьте время заполнения его воздухом. Если через одно повреждение колпак объемом 0,5л заполнится воздухом менее чем за 20с, выбраковывайте фильтрующий элемент. Исправные фильтрующие элементы перед установкой на автомобиль тщательно просушите. Нельзя сушить элемент открытым пламенем или горячим (более 50 °С) воздухом. При установке фильтрующего элемента на автомобиль проверьте целостность резиновых прокладок. При наличии вмятин на наружном кожухе их необходимо выправить, чтобы избежать контакта кожуха с фильтрующим картоном.

Стать подготовлена при помощи газеты «Автодвор» за февраль 2013 г.